МК в Волгограде,
15 ноября 2017 г.
Полис в нагрузку
745 просмотров
Областной арбитражный суд в регионе принял довольно резонансное решение в пользу потребителей, пострадавших от навязанного страхования при получении кредита.
Период охлаждения
4 октября Арбитражный суд Волгоградской области принял решение в отношении одного из крупнейших федеральных банков, который навязывал услуги страхования при выдаче кредита. Судья поддержал управление Роспотребнадзора по Волгоградской области и оставил в силе постановление ведомства о привлечении банка к административной ответственности по ст. 14.8 ч.1 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение достоверной информации об услуге). Фактически это означает, что в других похожих спорах в судах общей юрисдикции эта судебная практика в регионе будет учитываться.
Схемы навязывания дополнительной страховки при получении различных видов кредитов разнообразны. В одном случае страховая премия «зашивается» в тело кредита и увеличивает ежемесячные выплаты. В других случаях банк попросту предлагает заключить отдельный договор страхования со страховой компанией, входящей в банковскую группу, фактически шантажируя клиента отказом от кредитной сделки.
В случае, если обязанность по страхованию предусмотрена законом, например, в процессе оформления ипотечного займа, банки забывают сообщить клиентам, что он вправе застраховаться в любой страховой компании, а не только в страховой компании, аффилированной с банком. Так или иначе, банки вводят заемщиков в заблуждение, а те в свою очередь несут дополнительные расходы.
Проблему навязывания банками страховых полисов при выдаче кредита власти частично пытались решить через регламенты ЦБ РФ, которые предусматривают возможность для потребителя отказаться от услуг страхования в течение 5 рабочих дней после заключения договора страхования, в так называемый «период охлаждения». Граждане начали активно возвращать суммы страховых премий, и банки придумали новые схемы. Когда клиенты начали получать от банков первые отказы расторгнуть страховые договоры в рамках «периода охлаждения», в суды полетели соответствующие иски.
- Банки изменили схемы договорных отношений, - рассказывает руководитель Волгоградского отделения МОО «Кредитный правозащитник» Екатерина Трубихова. - Теперь банковские менеджеры не предлагают заключать заемщикам договор страхования со страховой организацией, а включают в текст кредитного договора дополнительные банковские услуги, в соответствии с которыми оказывают клиенту услуги по подключению заемщика к «Программе страхования» в рамках договора, заключенного между банком и страховщиком. На этом основании страховая отказывает заемщику, передумавшему страховаться в «период охлаждения», в возврате уплаченной премии, ведь заявление об отказе поступает не от страхователя, кем в данной сделке выступает банк. В 2017 году в российских судах были приняты первые положительные решения, которые отменяли такие банковские схемы. В нашей области подобное решение было принято впервые в октябре этого года.
Выход из заблуждения
Как отмечают юристы, судебная практика в этом вопросе неоднозначна. Решения судей по похожим делам, но с разными банками, могут отличаться. Как правило, суды не поддерживают заемщиков в споре со Сбербанком. Доказать свою правоту в спорах с другими банками сейчас уже можно.
- Выбор страховщика - право любого страхователя. Никто, в том числе банк, не вправе указывать, в какой страховой организации должен страховать свои риски заемщик, - продолжает Екатерина Трубихова. - И если в определенных случаях страхование рисков прямо предусмотрено законом - обязанность страховать залоговое имущество, то свобода выбора страховой организации у страхователя однозначно есть.
Получается, что списки так называемых аккредитованных банками страховщиков незаконны. По словам юриста Трубиховой, доказать сам факт навязывания страхования очень сложно.
- Позиция судей по данному вопросу сводится к цитированию статьи 421 ГК РФ о свободе договора, - комментирует Трубихова. - То есть граждане и юридические лица свободны заключать любые договоры, в том числе и договоры страхования жизни и здоровья, если они не противоречат закону. В судебном процессе нам приходится доказывать, что гражданин не хотел быть застрахованным, а в это время банк предъявляет судье собственноручно подписанное заемщиком заявление на страхование. В этом случае приходится говорить о том, что клиента умышленно ввели в заблуждение, чтобы заключить договор страхования.
Действительно, в решении арбитражного суда Волгоградской области (дело № А12-29571 / 17) судья указывает, что несвоевременная и недостоверная информация об услуге страхования лишает клиента возможности сделать правильный выбор.
Доводы банка о том, что вся информация находится в общедоступных разделах сайта, судья счел несостоятельными: «Указанные обстоятельства не исключают обязанности заявителя (банка) по соблюдению требований закона, регламентирующих объем сведений, подлежащих указанию в договорах с потребителями». Иными словами, вся информация должна содержаться только в заключенных договорах, а не «в общем доступе на официальном сайте». Кроме того, суд указал, что банк, регулярно заключая подобные договоры, может и обязан знать установленные законом требования, что усугубляет степень вины правонарушителя и характер совершенного.
Иными словами, банк вводит клиента в заблуждение сознательно».
«В данном случае защита прав потребителей находится под особым государственным контролем, и совершенное банком правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оказания кредитных и страховых услуг», - сказано в решении. ***
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА
Вся пресса за 15 ноября 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Страхование имущества, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
|
Ульяновская правда, 17 января 2025 г.
В областном центре задержали группу автоподставщиков
|
|
БК55, Омск, 17 января 2025 г.
Стали известны регионы с самыми агрессивными водителями
|
|
Вечерний Петербург, 17 января 2025 г.
Две трети петербуржцев регулярно сталкиваются с агрессивными водителями
|
|
Интерфакс, 17 января 2025 г.
Дело об афере в медстраховании на 18 млн рублей направлено в суд в Кузбассе
|
|
Business FM Челябинск, 17 января 2025 г.
Менее половины челябинцев пожаловались на агрессивных водителей
|
|
Российская газета онлайн, 17 января 2025 г.
В программу ОМС вошли 43 новых метода высокотехнологичной медпомощи
|
|
Frank Media, 17 января 2025 г.
РНПК расширила предложение перестрахования впервые за 3 года
|
|
Парламентская газета, 17 января 2025 г.
В программу ОМС включены 43 новых метода высокотехнологичной медпомощи
|
|
Банковское обозрение, 17 января 2025 г.
Названы тренды страхования путешествующих в 2024 году
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Почему в России откладывается появление долевого страхования жизни
|
|
Ведомости, 17 января 2025 г.
Банк России анонсировал изменения в тарифах ОСАГО
|
|
Коммерсантъ, 17 января 2025 г.
ТО на это не выходит
|
|
Коммерсантъ, 17 января 2025 г.
ЦБ вновь расширил тарифный коридор ОСАГО
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|